Этот вопрос задают каждому, кто побывал в Китае, увидел эту замечательную страну, познакомился с ее жителями. Недавно в газете «Китайское Просвещение» были опубликованы данные по образовательному уровню китайского населения за последние 50 лет. Конечно, за эти годы в этой перенаселенной аграрной стране было сделано немало. Однако усилия дореформенной китайской образовательной системы не смогли решить все проблемы до конца. Так, в стране еще много неграмотных или малограмотных людей. Как правило, неграмотными считаются те, кто знает менее 500 иероглифов ((Китайская Народная Республика: Справочник /Разов С.С.- М., 1996. 227 с. — С. 213.)).
Сегодня, согласно докладу ЮНЕСКО «Образование для всех», Китай занимает второе после Индии место в мире по количеству неграмотных взрослых граждан — 224 миллиона человек ((Материалы газет //Русский язык как иностранный: Учебное пособие. — М., 2000. 128 с. — С. 57-58.)). Это четверть всех неграмотных людей мира. Почти 80 % китайцев проживают в сельских районах, где население подчас не может получить даже неполное среднее образование, не говоря уже о высшем. В целом по стране на каждые 10 тысяч человек приходится только 60 выпускников высших учебных заведений ((Демографический набат //Русский язык. Материалы прессы. — Пекин, 1996. 287 с. — С. 141.)).
В городе с ростом престижности квалифицированного труда популярность образования видна невооруженным глазом. Во всех вузах и школах высшей ступени (вроде старших классов средней школы) существует система вечернего и заочного обучения. Это так называемое «нерегулярное высшее образование». По субботним и воскресным дням вузовская система не знает выходных — во всех учебных помещениях и аудиториях проводятся занятия. Кроме того, в стране успешно работает сеть специализированных учебных заведений, где, кроме общего образования, получают специальность.
Высшая школа КНР готовит специалистов по 820 специальностям. В процентном отношении приоритет отдается техническим специальностям и фундаментальным наукам. Второе место занимают педагогические специальности ((Китайская Народная Республика: Справочник. — Ук.соч. — С.217.)).
В 2000 г. число студентов, принятых различными вузами страны, достигло 3 млн человек. По сравнению с 90-ми годами, ежегодный прием абитуриентов увеличился почти в 3 раза. Согласно Закону КНР о высшем образовании (1998 г.) число студентов в будущем с каждым годом будет расти ((Материалы Internet //Китайская Народная Республика (далее — КНР). 10. Образование. О новом Законе КНР о высшем образовании.- С. 2.)).
Это радует школьников и их родителей, которые сравнивают систему вступительных экзаменов в вузы с мостиком в будущее. По сути, в стране нет вступительных экзаменов. После окончания школы все успевающие школьники проходят тестирование (на месте обучения). Для успешного зачисления в вуз необходимо набрать 500 баллов, что удается далеко не всем. За каждый недобранный балл надо заплатить 1000 юаней (3300 рублей), иначе не поступишь ((Боревская Н.Е. Китайская модель образования в азиатском континенте. //Педагогика. 1997. № 3. С. 86-95. — С. 89.)). Будущие абитуриенты проходят столь жесткий конкурс, что об отсеве студентов просто не может быть и речи. Кстати, в нынешнем Китае сложилась ситуация, когда многие родители сами бы хотели вложить накопленные деньги в образование своих детей, да нет системы гарантированного банковского финансирования и льготного налогообложения. Эти вопросы сейчас стали предметом широкого обсуждения в китайской прессе.
В целом увеличение числа приема абитуриентов дает шанс разным категориям китайской молодежи получить высшее образование и служит дополнительным стимулом для развития вузовской системы страны (ранее ежегодно лишь 1 млн или 4 % молодых китайцев могли поступить в вузы). Новые тенденции в системе образования страны закрепляют права и обязанности профессорско-преподавательского состава вузов и несколько выравнивают перекос в системе высшего образования из-за ставшей популярной и престижной учебы за границей (за последние 20 лет на Запад, прежде всего в США, выехало на учебу 270 тыс. чел.) ((Материалы Internet //КНР. 10. Образование. О новом Законе КНР о высшем образовании.- С. 2.)). Таким образом, налицо стремление государства повысить престиж собственного образования.
Постоянное увеличение приема студентов и стимулирование развития высшего образования страны проводятся в соответствии с высказыванием Дэн Сяо Пина: «В модернизации страны ключевое значение имеют наука и техника, а основу для них закладывает просвещение, в частности, высшее образование».
Сегодня в Китае насчитывается более 2200 вузов, 70% из которых подчиняются министерству образования, остальные являются ведомственными. В современном КНР получили разрешение на существование и частные вузы. Финансирование осуществляется из государственных, провинциальных, ведомственных источников, а также за счет спонсорской помощи и даже (в частных вузах) иностранного финансирования. Стоимость обучения, финансирование учебного процесса и источники поступления средств устанавливаются в каждом конкретном вузе исходя из затрат на себестоимость обучения.
Ныне фактически произошел переход на самофинансирование, т. е. обучение стало платным. Полная плата — около 1000 долларов в год, включая общежитие и питание. На средства государства или с льготной оплатой могут учиться лишь около 25-30 % студентов из нуждающихся семей или дальних сельских районов. Лучшие студенты могут получать (на жесткой конкурсной основе) стипендию и разовые материальные выплаты ((Там же. — С.1.)).
В современном КНР существует три разновидности высшего образования:
- общее высшее (курсы со специальными учебными программами, срок обучения 2-3 года);
- бакалавриат (углубленное изучение специальности, срок обучения 4-5 лет);
- магистратура (дополнительно 2-3 года).
Эту категорию образования представляют различные университеты и институты центрального и местного подчинения. При этих вузах открываются отделения вечернего и заочного образования, которые принимают работающих взрослых и тех школьников, которые недобрали баллы при поступлении в вуз. Для таких студентов ежегодно устраиваются специальные экзамены, сдав которые, они получают аттестат о высшем образовании. По словам Дэн Сяо Пина, наличие подобной системы высшего образования позволяет стране «идти на двух ногах»: очные вузы, таким образом, — это одна «нога», а вечерние и заочные — «другая».
Кроме того, за последнее десятилетие в Китае получает быстрое развитие и другой тип вузов, дающих высшее профессиональное образование. Они готовят калифицированных рабочих с высшим образованием (техников) и специальные кадры. Повсеместно по стране утвержден обязательный порядок приема на работу, при котором требуется как свидетельство об образовании, так и сертификат о профессиональной подготовке.
Чтобы расширить каналы приема студентов, в Китае также поощряется открытие частных высших школ, а также семинары учащихся-самоучек. Финансирование таких учебных заведений осуществляется как организациями и коллективами, так и гражданами. Получаемая плата за обучение должна использоваться строго в соответствии с правилами и не может быть направлена на другие цели. Государством предоставляются определенные льготы при закупке вузами импортного оборудования и материалов.
В современном Китае получила большое распространение концепция индустриализации образования. Утверждается, что в условиях рыночной экономики образование перестало быть лишь заботой одного государства, а становится делом всего китайского общества. Следовательно, ныне просвещение и образование финансируется не только правительством, но и отдельными семьями, частными лицами, а также самими вузами. Тот, кто инвестирует средства, имеет целью получение определенной выгоды и пользы — этот элементарный закон экономики приемлем теперь и для образования. Сегодня студенты обладают большими правами в свободном выборе профессии, а университеты и вузы — имеют большую самостоятельность в установлении и регулировании перечня специальностей в зависимости от потребностей общества, а также в праве на расширенный прием студентов. Ожидается, что это приведет к более кардинальному проведению реформы в просвещении и значительному повышению образовательного уровня населения в целом.
Что касается усилий высшей школы в привлечении дополнительных средств для развития науки и технологий, — в модернизируемом Китае в этой области вузам дается большая свобода. Правда, во всех документах и инструкциях подчеркивается, что главной целью вуза должно быть служение государственным и общественным целям, а не извлечение прибыли. Тем не менее такие виды коммерческой деятельности, как сдача помещений в аренду, издательские и типографские услуги и т.д. получают все большее распространение. Так, в течение последнего десятилетия рядом вузов был проведен эксперимент по созданию высокотехнологичных предприятий с целью содействия развитию научно-исследовательских лабораторий и экспериментальных проектов. В результате было сформировано несколько ставших известными конкурентоспособных прибыльных компаний. В 1997 г. доходы предприятий при китайских вузах составили 20,55 млрд юаней с налогом на прибыль 2,73 млрд юаней. К концу 2000 г. валовая продукция данных предприятий превысила 100 млрд. юаней ((Материалы Internet //КНР. 10. Образование. О новом Законе КНР о высшем образовании.- С. 2.)).
Проблема расширения и углубления системы высшего образования названа в Китае важнейшей. Она должна преодолеть культурное и технологическое отставание страны от передовых держав. По сравнению с прошлым, большое внимание обращается на приобретение глубоких специальных и профессиональных знаний. В частности, в современной вузовской системе учеба для студентов становится приоритетной, а их «участие в общественной жизни не должно отражаться на выполнении учебных задач». По сути, происходит значительное перераспределение прав от Центра на места не только на уровне провинций, но и на уровне местных вузов, поднимается значение вузовской науки и связь ее с научно-исследовательскими институтами и промышленным производством.
В увеличении числа новых студентов, по утверждению китайской прессы, есть еще один положительный момент. Расширение с 2000 года приема абитуриентов должно смягчить напряженность в области трудоустройства. Декларируется следующее положение: чем больше школьников будет привлечено в вузы, тем будет меньше тех, кто претендует на новые рабочие места. А через 3-4 года, по мере развития экономики страны, проблема безработицы должна быть в основном решена.
В 90-е годы получили возможность обучаться в китайских вузах и иностранные студенты. Если в вузах США в среднем обучение в вузе стоит 60-80 тыс.долл. в год, а в Японии оно равно 100 тыс.долл. в год, то в Китае оно обходится в 2-2,5 тыс.долл. в год. Разница существенная. Вот почему количество иностранных студентов в китайских вузах с каждым годом растет. Уровень китайских преподавателей в целом достаточно высок. Многие из них прошли обучение или стажировку за границей — в основном, в вузах США и Западной Европы (так, в вузах США сегодня обучается более 40 тыс. китайцев).
Иностранные специалисты также считают, что вузовская система КНР достаточно технологична и отвечает мировому уровню, что позволяет вести научную и преподавательскую работу. Так, по данным 1998 года, в Китае работало около 30 тыс. иностранных преподавателей, в основном из США и Западной Европы. В КНР пока еще сохраняется высокий престиж российской высшей школы. Однако из-за отсутствия информации усилия отдельных российских вузов по привлечению китайских студентов на коммерческой основе пока не дают результатов (по разным данным, в российских вузах обучается от 8 до 10 тыс. китайских студентов).
За последние 20 лет проблема повышения образовательного уровня китайцев получила динамичное развитие. Стратегия модернизации страны за счет эволюции образования, науки и техники должна помочь Китаю стать более цивилизованным. Китайцы всегда радушно приглашают образованных европейцев посетить страну, посмотреть экзотику. Однако гостеприимные хозяева не только внимательны, но и наблюдательны, и весьма восприимчивы. Китайцы очень быстро и результативно учатся. Их успехи в обучении зачастую феноменальны. Поэтому нет сомнений, что пройдет несколько десятилетий — и китайцы удивят мир не только небоскребами и супермаркетами, банками и гостиницами. Они удивят мир не только своей древней культурой, но и образовательным уровнем. Не верите? Приезжайте и убедитесь сами, как меняется образовательная система сегодняшнего Китая. За ней — большое будущее.
Шанхай, КНР, 25.12.2000.
В соавторстве с Пан Чэнлуном (Аспирант кафедры русского языка Восточно-Китайского педуниверситета)
Все правильно! Сегодня многое изменилось в Китае, в частности, статейка «Образованны ли китайцы» — уже сильно устарела! Нужно туда добавить более актуальное — «Образованны ли россияне?!»