В адрес Генерального консульства РФ в Шанхае и Русского клуба поступило письмо от жительницы Шанхая Чжу Шаоцзюнь с просьбой оказать содействие в розыске ее матери, гражданки России. Предлагаем читателям познакомиться с основным его содержанием:
«Я – китаянка, в которой течет русская кровь. Родом я из северо-восточной части Китая. Со своей матерью рассталась в 1956 году, когда мне было 6 лет, родилась я 22 июля 1951 года.
В 1956 году моей матери пришлось уехать в Советский Союз. Перед отъездом мама привезла меня в Шанхай из Харбина в котором мы жили, с намерением оставить меня и все мое имущество на попечение Русской Православной церкви, расположенной по адресу Сянян бэйлу. Но по неизвестным обстоятельствам меня оставили на попечение Шанхайского благотворительного детского дома.
Моя мать – россиянка, и она не совсем имела представление о подведомственных административным органам учреждениях г. Шанхая, что привело к ошибке при определении меня на попечение. Меня нужно было отдать в Шанхайский воспитательный детский дом, который в то время являлся учреждением, куда отдавали детей, семьи которых имели проблемы политического характера. Меня же в конце октября 1956 года отдали в благотворительный детский дом, который, по сути, являлся сиротским домом.
В конце октября 1956 года меня в принудительном порядке отдали на воспитание шанхайской семье по фамилии Чжу. Через три года семья Чжу оформила официальные документы по опекунству и получила все имущество, оставленное мне моей матерью.
С данного момента моя мать потеряла меня. Воспитывавшая меня семья с целью присвоения имущества, оставленного моей матерью детскому дому, изменила год моего рождения с 1951 года на 1956 год и, чтобы моя мать не смогла меня найти, вплоть до 1964 года никуда не выпускали меня со двора. Прискорбно то, что я к 1956 году, будучи в возрасте 6-ти лет, не знала даже кто я, откуда я и как зовут моих родителей. Я до сих пор не могу понять при каких обстоятельствах я потеряла память. Помню только, что в первый год проживания в семье Чжу я проболела всю зиму и все время спала, в их семье я перенесла много страданий. В 1979 году они пожелали порвать юридические отношения со мной, но в 1986 году снова выдвинули данное требование и только в 1994 году была получена официальная санкция суда р-на Сюйхуэй г. Шанхая (это также было связано с имуществом моей матери).
Ввиду того, что дата моего рождения была изменена, мне очень сложно вести поиск родственников. Я снова вернулась в город, в котором всегда жило самое большое количество русских людей – город Харбин. Оказалось, что многие старые жители города знали историю нашей семьи. По словам одной соседки, ее мама была очень дружна с моей матерью. Она днем работала в больнице, а меня оставляла у них. Не знаю, правда или нет, но с ее слов, мою мать звали Катя. И кажется, что в моей семье у меня был еще брат старше меня на 2–3 года. Из-за того, что у меня была потеря памяти, я ничего не помню.
Я хотела бы узнать, может быть моя мама или кто-то из моих родственников обращался в Генкосульство? Были ли поиски потерявшихся родственников с историей, схожей с моей? Из-за потери памяти я лишь со слов наших соседей могу утверждать, что моя мать была русской. К тому же семья, в которой я воспитывалась, уничтожила все доказательства, вместе с фотографией моей матери. 8 марта 1968 года дом семьи Чжу подвергся обыску, во время которого я увидела много вещей с российскими и английскими знаками, а также большую фотографию моей матери.
Я обращаюсь с покорнейшей просьбой к Родине моей матери, в Генконсульство РФ в Шанхае, оказать помощь в поиске моей матери. Может быть ранее были письма от моей матери с просьбой о помощи в поисках меня, с указанием адреса ее местопребывания, с телефоном?»
С уважением,
Чжу Шаоцзюнь
6 января 2002 г.