На сайте РИА «Новости» сегодня опубликовано интервью с Борисом Красновым, главным дизайнером и разработчиком проекта российского павильона на всемирной выставке ЭКСПО-2010. Обозреватель Елена Загородняя побеседовала с Красновым о сценографической концепции созданного им города-мечты.
— Борис, расскажите, в чем главная идея концепции нашего павильона?
— Прежде всего, чем примечательна выставка ЭКСПО-2010 для нашей страны? Россия впервые за 19 лет строит павильон. Еще в советское время его начинали проектировать и строить. Если мне не изменяет память, это было в Севилье, в 1992 году. С тех пор Россия снимала угол.
И вот было решено, безусловно, до кризиса, построить свой отдельный павильон. Могу сразу сказать, что из 240 стран-организаций на ЭКСПО в Шанхае стоят только 49 стран — самые мощные, самые продвинутые. И стоит отдать должное нашему правительству, которое решило идти вперед, когда грянул кризис. Тут нужно было бороться за честь страны без громких слов. Поэтому мы сейчас строим. Конечно, не в те сроки, в которые весь мир готовится. Они — пять лет, мы — год.
— Но к маю павильон откроется?
— Конечно! Куда же мы денемся! Мы умеем строить, когда нужно. Но мы смотрим, как строят на ЭКСПО другие, и это круто. Там торжествует архитектурная мысль. Тема ЭКСПО: «Лучше город — лучше жизнь».
— А что наш павильон?
— Тут нужно понять, что отличает ЭКСПО от простой торгово-промышленной выставки. Дело не в экспонатах, дело не в каких-то достижениях. Это такие фьючерсы, это месседж, послание человечеству от каждой нации, от каждой страны, как они представляют себе идеальный город. Мы очень долго думали и крутили, так как у нас был переходный период. У России вообще история такая: это и закрытые города, и номерные города, и города, которые практические не развивались в физическом плане, где были военные предприятия и прочее…
— Ну и, наверное, имидж угрюмо-агрессивной державы из советский времен тянется.
— Угрюмо-агрессивной, да. И от нас ждали, конечно, чего-нибудь такого…громадья. Суть заключалась в одном — найти внешнюю подачу через идеологию правильного отношения к тому, как люди должны жить. Тут нужно было брать быка за рога, поэтому основой всего стали книги нашего великого писателя Николая Носова. Взят девиз: «Лучший город — это там, где хорошо живется детям». В основе идеального города лежит трилогия: «Незнайка в Цветочном городе», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». На самом деле, речь идет не о коротышках, а о детях, которые — будущее. Безусловно, нужно обращать внимание на новое поколение. В нашем павильоне на первом этаже вы увидите большие инсталляции по детским рисункам, как дети представляют идеальный город, здания в этом городе.
— Мечта какая-то.
— Детская мечта. И это реально можно построить. На втором этаже нет уже ни Цветочного города, ни Солнечного города, тут, к сожалению, предварительный этап. Три трубы, наверху видим космос с экспонатами и везде имплантированы эти дома, целые улицы города. За основу взяты пять направлений, которые огласило государство: космос, компьютеризация, фармацевтика, атом, энергосбережения. Это пять улиц городка. Потом люди попадают в колонны, где видят космос, взлеты ракет, наверху есть макет МКС…
— Вот здесь такой момент. Вероятно, цель нашего павильона — не просто показать, какие мы оптимистичные мечтатели, ценящие красоту, любящие детство люди, но еще показать технологические достижения. Насколько, вы считаете, это сочетаемо?
— Я вам скажу честно, что у нас где-то получается. В павильоне есть залы, где проходят конференции, выставки, есть магазин сувениров. ЭКСПО должна пустить минимум сто миллионов человек. Сто миллионов! Это Шанхай. Там город 28 миллионов! Учитывая их организованность, представляете, какой должен быть поток? И двести сорок экспозиций. Даже если выбрать для себя пятьдесят из них, каким темпом придется идти и смотреть? В наших башнях будут проходить встречи, круглые столы, вся деловая программа. В павильоне есть место для инвалидов, эскалаторы. Мы имплантировали всего 20 экспонатов: обогрев из байкальской воды, придуманный нашими учеными; кухня на солнечных батареях и прочее. И наши дети, виртуально снятые, а не живущие в этих домах, исполненные в голограмме. Они в течение 20 секунд рассказывают и объясняют посетителям на русском языке и на китайском языке (с английскими и русскими субтитрами) что именно представлено их вниманию. На 20 секунд рассказ, объяснение что это, что это, что это. На каждом углу находится голограммный Незнайка, который говорит: «Вы знаете? Я не знал». Почему Незнайка вызывал в Китае столько негатива? Потому иероглиф плохо переводится, будто он неуч.
— Да, дословно переводится как «маленький неуч».
— У нас Незнайка пришел за знаниями. Так у нас переводится китайский иероглиф. Даже сейчас «Незнайка хочет знать». Как дети, которые хотят все знать.
Того, что мы делаем, от России не ждали. Скажу откровенно, при всем уважении к Китаю, к технологиям, к их прогрессу, они не могут делать то, что делаем мы. Мы нашли довольно сильную сторону — наше российское театрально-экранное искусство. Мы бы с удовольствием распределили заказ в Китае — это дешевле, это по логистике лучше, но мы делаем все в России. Потому что они могут копировать, могут штамповать, могут здорово доводить, тиражировать. Делать то, что получится в результате, что делается сейчас в наших цехах, что уже монтируется в Шанхае — могут только наши ребята, которые воспитаны на традициях бутафории театрально-экранного российского искусства. Мы в этом очень сильны. Я серьезно говорю. Китайцам нужно у нас поучиться.
— Борис, вернемся немного назад, к нашему главному виртуальному гиду, Незнайке. Вас не смущает то, что его в мире не знают?
— На презентации в Китае в июле месяце была вице-мэр Шанхая, которая сказала: «Я обязательно приду с детьми, чтобы они познакомились с Незнайкой». С первого апреля в павильон уже начнут приходить пресса, спецгруппы, председатели правительства, общественных организаций. Выставка будет идти до первого ноября. Ко дню России мы подготовим концерт. Разговариваем с Ханты-Мансийском, у них сейчас идет мюзикл «Незнайка». Мы хотим включить в концерт кусочек из него. Незнайку полюбят. Гарри Поттера тоже никто не знал. Мы знали, кто такой Гарри Поттер?
— Нет.
— Но полюбили. Главное, чтобы люди поняли суть того, что мы хотим сказать. У нас ведь потрясающая добрая детская литература. Вспомнить, как Папа Римский Павел, ярый антисоветчик, говорил всему миру: «Вы хотите правильно воспитать своих детей? Показывайте им советские мультфильмы». Я считаю, что Незнайка — это тот советский мультфильм, который может быть примером для всего мира. По своей доброте, по своему желанию изобрести. Сколько поколений людей выросло изобретателями, фантазерами. Когда мы объявили всероссийский конкурс, очень многие дети присылали фантастику. Я сразу отмел это дело, сказал, что не годится. Нужна была не фантастика, а фантазии. Это разные вещи.
— … автомобиль на сиропе…
— Конечно. Грибоводы, все дела. Потрясающий идеальный город у Носова описан! Все могут только мечтать о такой литературе, которая дает такой посыл человечеству. Конфликт между Незнайкой и всеми остальными — это же смешно. Сразу говорю: не знаю, возьмем ли мы медаль — их всего три. От этого зависит, разберут павильон или он останется стоять. Этот шанс по теории вероятности маленький. Хотя мы верим.
На ЭКСПО-2010 будут созданы пять тематических павильонов
Газета «Жэньминь жибао» со ссылкой на ангетство Синьхуа сообщает, что на «ЭКСПО-2010» будут созданы пять тематических павильонов.
Эти пять павильонов получат наименования в соответствии с пятью понятиями, связанными с девизом ЭКСПО-2010 «Лучший город — лучшая жизнь»: «человек», «город», «Земля», «следы» и «мечта». Павильоны «Город и человек», «Город и жизнь» и «Город и звезды» разместятся в одной из зон ЭКСПО-2010 в районе Пудун, павильоны «Город и следы» и «Город и будущее» — в одной из зон выставки в районе Пуси.
В настоящее время в павильонах пудунской части ЭКСПО-2010 начался этап размещения экспонатов.