В современную эпоху, когда смешение национальностей становится столь естественным процессом, как смена дня и ночи, понятие национальности изменилось. Возможно, когда-нибудь принадлежность к какой-либо этнической общности людей перестанет быть объектом для спекуляций, национальность не будет указывать превосходства одних над другими, и желание унижать кого-то по национальному признаку станет плохим тоном в приличном обществе. Но на сегодняшний день эта тема остается все еще актуальной.
Прежде национальный вопрос обычно ставился как вопрос принятия или непринятия той или иной национальности. В этой статье я хотела бы рассмотреть философскую сторону этой проблемы и расширить границы её понимания.
Чувство превосходства одних народов над другими принесло вражду, спровоцировало войны. Что это за коллективный невроз, заставляющий страдать людей? Почему человеку приходит в голову определять другого по национальному признаку? Почему вместо того, чтобы стремиться к прогрессу, любить, мыслить, быть независимыми и творческими, часть людей втягиваются в споры и открытые действия против другой части человечества?
В каждой национальности есть характерные особенности. Среди всех народов есть мудрецы и святые, негодяи и убийцы, примеров можно найти множество. Но не это главное.
Все помнят всплеск национального самосознания в СССР с началом перестройки. Долгие годы многие люди огромной страны были в положении жертв, пережили гонения, репрессии, гибель близких. И вот им дали свободу. Сразу стало модно говорить об исключительной роли в прогрессе, эволюции и т.д. той или иной национальности. До сих пор некоторые бьют себя кулаком в грудь и заявляют не о собственных достоинствах, а о достижениях предков, причем не по прямому кровному родству.
Но почему же интеллигентные, уверенные в себе представители этих «уникальных» национальностей скромно молчат и не кричат о своей уникальности? Отвечу вопросом на вопрос. А зачем адекватному нормальному человеку доказывать свою нормальность и адекватность? Я не буду говорить о тех, кто больше или меньше всех кричал и кричит до сих пор. Люди сами знают или догадываются о собственных заблуждениях, и не нужно никому указывать на ошибки. «Пусть первым бросит камень тот, кто сам безгрешен!»
Разрушив советское государство, разрозненное противоречиями общество не сумело предложить новую форму взаимоотношений в многонациональной социальной среде. Cтраны бывшего Cоюза вернулись к тому, от чего, казалось, ушли в 1917 году.
Но национальный вопрос волнует и другие страны. Сегодня я живу в Китае и встречаюсь с людьми разных национальностей. Здесь мне кажется, что национализм, о котором трубят вокруг, просто иллюзия. Меняющийся мистический образ, который ступает на смену другому образу в китайский новый год… Он может иметь обличье дракона, хищного тигра, крикливого петуха или безобидной мыши… Заметьте, ни у одного животного нет национальности! А сами китайцы озабочены вовсе не этим.
Экономический подъем Китая сделал его сверхдержавой. В чем проявляется феномен политики Поднебесной? Вопреки мировому кризису страна смогла добиться в этот трудный для всех стран период роста национального ВВП. Снижение налогов и либерализация экономики, меры поощрения производителей, улучшение условий кредитования, развитие сельской инфраструктуры – это вехи внутренней политики властей.
Внешнеэкономическая активность не менее яркая. Потеснив великие мировые державы в экономических зонах влияния, Китай приобретает в собственность земли за рубежом и использует их сугубо для сельскохозяйственной деятельности. На землях Африки, Центральной Азии, Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Бирмы и России уже планируется получить урожай для обеспечения населения страны продуктами и развития экспорта. Китай решительно меняет мировой экономический порядок.
Так в чем же причина подъема Поднебесной? Только ли в грамотной экономической политике?
В Китае в больших городах много иностранцев и поэтому ты не чувствуешь себя чужеродным. В маленьких провинциальных городках европейская внешность сразу привлекает внимание. Китайцы гордятся своей страной. Они не спрашивают, кто ты по национальности. Они спрашивают: как тебе нравится жить в Китае? И когда они слышат похвалу, слова восхищения, их глаза светятся от счастья. Национальный вопрос заменил патриотизм, искренний, без тени снобизма, агрессии и самолюбования. Тот, кто побывал хоть раз в любом городе Китая, чувствует этот патриотизм. Он проявляется на каждом шагу: когда люди выстраиваются в очереди и стройным рядом ждут такси, садятся в автобус или стоят у кассы вокзалов, в смиренной улыбке продавцов, в чистоте улиц, доброжелательном сервисе.
Западный мир перешел к психологии позитивизма в конце прошлого века, в то время как эти постулаты были сформированы китайцами тысячелетия назад. Духовные завоевания западной цивилизации, наконец-то, стали доступны и на постсоветском пространстве. Не прошло десятка лет, как мы узнали о том, что можно достичь успеха, если полюбить себя. Новые учителя заботятся о нашем образовании, в том числе и о половом, о нашей душе и нашем теле. Нас убеждают учиться оказывать влияние на людей и заводить друзей.
Гуманистическая философия, как и психология позитивизма, сформировалась в Китае также с древних времен. Глобальные вопросы, объясняющие природу, конечность мира, вечность Вселенной вызывали в Европе яростные споры, в Китае обсуждались с юмором и иронией. Например, Будда, когда его спрашивали об этом, отвечал: «Не знаю и не хочу знать, потому что, каким бы ни был ответ, он не облегчит человеческие страдания».
Если ознакомиться с основами философии буддизма, то можно увидеть ее анти-авторитарность, что она способствует развитию величайших сил. Основные понятия приводят к пониманию и развитию любви к себе и к другим, родству человека с окружающим миром, переживанию единства, радости и истины. Может быть, здесь и находятся истоки патриотизма и гордости (не гордыни!) китайцев?
Показательна в этом плане одна из историй Будды.
Однажды кролик уснул под манговым деревом. Услышав страшный шум, бросился бежать, решив, что наступил конец света. Другие кролики увидели это и спросили его: «Почему ты бежишь?» «Это конец света!»,– крикнул кролик и устремился дальше. Поддавшись панике, остальные кролики и другие животные последовали вслед за ним. И возможно, все кончилось бы плачевно, если бы этот переполох не увидел Будда. Он остановил последних бегущих и спросил, почему они бегут. «Потому что наступает конец света», — сказали животные. «Неправда, мир еще не пришел к завершению»,– сказал Будда.
Он выяснил, какой именно кролик сказал о конце света, и спросил его: «Где ты был и что ты делал, когда ты решил что наступил конец света?». Кролик ответил: «Я спал под манговым деревом». «Скорее всего, тебя разбудил шум падающего плода, ты испугался и подумал, что наступил конец света. Пойдем к дереву, посмотрим, верно ли это.» Они подошли к дереву и обнаружили, что именно так и произошло. Так Будда спас животное царство от гибели.
Давайте прислушаемся к голосу разума. Если у кого-то возникает желание бежать и кричать о конце света, обвиняя неугодную народность, не лучше ли помнить, что все наши страхи и заблуждения – от падения плода манго…
Уважаемая Нара,
Я, честно говоря, не понял как Вы привязали «Национальный вопрос» к Китаю. Китай был закрытой страной ВСЕГДА. За последние 20 лет нация «в целом» просто не успела оценить пользу или вред от лаоваев (японцев во 2-ю мировую не считаем). Китайцы просто ещё не созрели к «понаехали» в отношении лаоваев, но я неоднократно слышал от коренных шанхайцев «понаехали» в отношении хань из других провинций. Выражения об уйгурах в Шанхае на русский переводятся матом. Другое дело, что китайцы редко прибегают к насилию, я бы просто врезал, а они начинают долго и нудно ругаться (что не исключает «врезал» через 20 минут).
И по мелочам:
> «когда люди выстраиваются в очереди и стройным рядом ждут»
Вы когда-нибудь в шанхайском метро или на шанхайских пригородных автобусах ездили? Меня спасает комплекция, Вас, судя по фотографии, не спасёт, даже если Вы будете в очереди первая (не считая специально оборудованных остановок, которых подавляющее меньшинство).
> «Китай приобретает в собственность земли за рубежом и использует их сугубо для сельскохозяйственной деятельности»
А как же покупка австралийской горно(угле)добывающей компании?
Итог.
Я тоже живу в Китае и не собираюсь отсюда уезжать, но не надо идеализировать Китай.
Я тоже считаю, что автор упрощает. Тот факт, что китайский национализм в настоящий период времени не переживаент острую фазу и не перешел в стадию насилия не говорит о том, что его нет. «В Китае в больших городах много иностранцев и поэтому ты не чувствуешь себя чужеродным» — пишет автор. Ну, не знаю, даже в больших городах иностранец, хотя бы в силу свой принадлежности к другой расе, в потоке азиатов — чужеродное пятно. Как бы ты хорошо не знал Китай, язык и культуру этой страны, ты всегда будешь здесь чужаком. У тебя нет шансов раствориться в среде, стать ее органической частью. И улыбки китайцев, их интерес к иностранцам не должны нас обманывать. Вспомним, хотя бы, антияпонские выступления 2004 года. Из сказанного, правда, совсем не следует что Китай и китайцев следует бояться. Но на них стоит смотреть трезво, без излишней идеализации, как, впрочем, и на самих себя.
Человек так устроен, что редко бывает счастлив, где живет. Этот тонкий край парадокса показывает старая китайская притча. Жила была рыба. Она плавала все свои дни в реке. Плавала, плавала… Беззаботно улыбалась, наполняясь энергией и красотой воды. В один из дней она подплыла к краю реки и выпрыгнула. И так как у нее не было подобного опыта, она не поняла, куда попала. И назвала непонятный для нее мир “невода”. К счастью, она не могла долго висеть в воздухе и снова окунулась в знакомые воды. Вы знаете, в Китае я ощущаю себя точно также как та рыба в воде.
Мне здесь комфортно, я в абсолютной безопасности. Не знаю почему, не чувствую себя «чужеродным пятном», даже когда не понимаю речь или неожиданно оказываюсь в центре внимания, выделяясь их толпы. Китайцы обступают меня, смотрят как на заморское чудо, следят за каждым движением. Не чувствую агрессии от них, любопытство, интерес — да.
Где бы я ни оказалась, в какую бы отдаленную точку страны ни попала, везде получаю поддержку. Сколько раз случалось так, что кто-то из китайцев помогал среди ночи добраться до гостиницы, не будучи обкраденной и обиженной, найти дорогу, купить билет на незнакомом вокзале или в жару предлагал стакан воды. И помощь эта добровольная, бескорыстная. Я доверяю китайцам. И люблю их за естественность, терпение, смирение, тягу к знаниям, близость с природой и открытость к переменам. Они заслужили то, что имеют сейчас. А что будет завтра, знает только бог.
Конечно, и у меня случаются неприятные ситуации. Не уступают место и толкаются в автобусе, бесцеремонно разглядывают, когда ешь, напрочь отбывая аппетит, иногда в магазине пытаются подсунуть то, что не нужно, и не всегда радует сервис в гостиницах, если только это не пятизвездочный отель….Да, мало ли чего бывает в жизни. Все мы люди, и у каждого есть недостатки. И все эти проявления не относятся к национальным особенностям. Подобные вещи можно встретить в любой стране мира. Разве, кто-то застрахован от этого? Все это такая мелочь, чаще вызывающая улыбку.
Во всех своих статьях, рассказах я пишу о Китае и китайцах то, что вижу вокруг, не приукрашивая и не умаляя их достоинств. В этой жизни все относительно. Выглядывая их окна, один видит грязную лужу, а другой луну, которая отражается в ней… Я пишу о луне. 🙂
Нара, как приятно читать ЕДИНОМЫСЛИЕ! А оппонентам хочется напомнить, что мир-это зеркало, в котором отражается наш внутренний мир. Однажды на такое мое утверждение моя 75-летняя мама сказала- Неужели мой внутренний мир так ужасен, как твой Отец… На что мне осталось лишь ответить — но ведь его внутренний мир так прекрасен, как Ты… Она помолчала, а потом рассмеялась !
Ирина, как красиво и мудро вы ответили вашей маме! Надеюсь, она осознала истину и поменяла свое представление о жизни. Никогда не поздно взгянуть на мир другими глазами и прислушаться к мнению даже своих детей. Спасибо за комментарий и Единомыслие!Это действительно приятно встречать людей, думаюших как и ты. :))
Уважаемая Нара,
Подскажите, пожалуйста, какая именно «гуманистическая философия» и что за «психология позитивизма» сформировались в Китае с древних времен?
Какую роль в этом играет китаизированный буддизм?
И как Вы узнали о том, что Китай — это «сверхдержава»?