Вот кто-то спросит: «В Шанхае есть католические и протестанские соборы, есть мечети и даже православная церковь, а есть ли в Шанхае синагоги?»
Да, — ответим мы, — целых две. Одна из них и станет отправной точкой для нашего сегодняшнего рассказа.
Синагога Охель Мойше, одна из двух оставшихся в Шанхае, была построена в 1907 году евреем из России и в 1927 году перенесена на то место, где она сейчас и находится. Когда-то Охель Мойше была одной из четырех главных синагог города, а сейчас она недействующая и стала частью «Шанхайского музея еврейских беженцев». Экспозиция на втором и третьем этаже синагоги, а также в двух новых залах, рассказывает о прошлом евреев Шанхая и помогает понять, почему в 20-м веке этот город стал «вторым домом» для многих тысяч евреев.
Несколько кварталов вокруг музея раньше называли «маленькой Веной». А все потому, что джентльмены здесь пили кофе за столиками перед австрийскими кондитерскими. Некоторые читали местные газеты на немецком, польском, русском языках или идише. Мясные лавки, торгующие кошерным мясом, соседствовали с магазинами немецких деликатесов, а в «Галантерейном магазине Авраама» можно было купить свечи для праздников. Некоторые здания – свидетели эпохи, до сих пор стоят на своих местах и жизнь здесь идет своим чередом, ну а мы обратимся к истории.
Принято говорить о нескольких волнах эмиграции евреев в Китай.
В 19-м веке в результате «Опиумной войны» и последующего развития торговли с Британией и ее колониями в Шанхай и Гонконг стали приезжать евреи из Багдада, Бомбея и Сингапура. Одной из первых стала семья Сассун из Багдада. Вскоре евреи развернули процветающую торговлю, поначалу это был импорт/экспорт опиума, на этом были сделаны состояния. Накопленные капиталы евреи инвестировали в строительство (пример тому отель «Мир», построенный сэром Виктором Сассуном), финансовую сферу и производство. Евреи также помогали беднякам, занимались благотворительностью, строили синагоги, школы, поддерживали еврейских эмигрантов из России и Европы.
В северный Китай из России от погромов в 1880—1890-х гг.бежали десятки тысяч евреев. В начале они жили преимущественно в Харбине и прилегающих к нему городах, где основали самую большую еврейскую общину на Дальнем Востоке. После японского вторжения в Северный Китай евреи переместились на юг и обосновались в общинах Шанхая, Тяньцзиня и Циндао.
Незадолго до начала Второй мировой, многие страны вводили «квоту» на въезд евреев. Но Китай не стал закрывать двери перед отчаявшимися людьми. Оккупированный японцами с 1937 года, Шанхай был единственным местом в мире, где от беженцев не требовали ни паспортов, ни виз. С 1933 по 1941 гг. в Шанхай приехало свыше 30 тысяч еврейских беженцев из Европы. Не считая тех, кто затем уехал из Шанхая, к моменту бомбардировки Перл Харбора в декабре 1941 г., в городе насчитывалось 20-25 тысяч еврейских беженцев. Другими словами, Шанхай принял больше евреев, чем Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и Индия вместе взятые.
В феврале 1943 года под давлением немецких союзников японцы объявили о создании «Территории для беженцев без гражданства», предписывая евреям, прибывшим в Шанхай после 1937 г., в течение трех месяцев переселиться в «ограниченную секцию города». Так возникло шанхайское гетто в районе Хункоу. Здесь на пространстве чуть больше двух квадратных километров теснились тысячи беженцев и до 100 тысяч китайцев. В шанхайском гетто не было ни стен, ни колючей проволоки. Тем не менее, в нем соблюдался комендантский час, расхаживали патрули, а на выход из гетто требовалось особое разрешение властей. Несмотря на все трудности и невзгоды, евреи в Шанхае остались живы и избежали холокоста.
После октября 1949 китайское правительство начало депортировать евреев на родину. Большая часть из них уехала во время «культурной революции» (1966-1976) и в 1976 евреев в Шанхае осталось не больше десяти.
Для тех, кого история заинтересовала и кто самостоятельно захочет взглянуть на памятники старины, сообщаем адрес:
Шанхайский музей еврейских беженцев – улица Changyang, 62
Время работы музея 9:00 – 17:00. Стоимость билета 50 юаней.
Спасибо за наводку!
Blagodariu vas i s bolshim interesom prochiel vashu statiu, i s uvazheniem razreshite dobavit chto v kontse Zhoushan Road (ranshe Chusan Road) nahoditsia odin park. V etom parke, v tech godach, materi prihodili s detmi podishat zeleniu i detiam po igrat. Nine v parke stoit pamiatnik, v vide kamnia, s plitkoi, opisivaia pro etot ghetto. S Privetom!
Aleksandr Titov
Сама на четверть еврейка,скоро еду в Шанхай,так что в еврейский квартал заглянуть- это святое дело!сесе за статью))
Еще на Changchun lu есть серия домов, построенных, насколько я знаю, евреями первой волны. http://blog.sina.com.cn/s/blog_4b99be020100fkvm.html
bolshoe spasibo za statyu ochen interesno mi evrei i jivem seichas v Hangzhou kogda poedem
v Shanghai obyazatelno tam pogulyaem!
Шанхайский центр китайско-еврейских исследований — http://www.cjss.org.cn/
Возглпавляет его главный специалист по этой теме доктор Пань Гуан
Перевод теста из его книги «Евреи в Китае» у меня на сайте — http://abirus.ru/content/564/623/626/715.html
Иллюстрации из книги можно посмотреть тут — http://books.google.com/books?id=ZAERhwKL9xsC&lpg=PA25&dq=jews%20in%20china%20pan%20guang&pg=PA38#v=onepage&q=jews%20in%20china%20pan%20guang&f=false
Для совсем продвинутых в этой тематике — ссылка на совершенно удивительную книгу 1843 года издания «THE JEWS IN CHINA:THEIR SYNAGOGUE, THEIR SCRIPTURES,
THEIR HISTORY» http://books.google.com.hk/books?id=neS7Q5Imp4MC&hl=zh-CN&pg=PR3#v=onepage&q&f=false
Очень интересно. Спасибо. Я только не поняла фразу: После 1976 года евреев в Шанхае осталось десять человек…
Чистых евреев — наверное имеется ввиду. Которые себя идентифицируют как ЕВРЕИ.
Но… в то же время — в Шанхае полно потомков еврейского населения от смешанных браков третьего-пятого поколений, которые или не подозревают о своих корнях или их стыдятся\скрывают.