Последний лепесток с восточной ветви русской эмиграции отлетел. 29 марта 2012 года во Франции тихо скончалась лучшая поэтесса «русского Китая» Ларисса Николаевна АНДЕРСЕН. Случилось это на 102 году ее удивительной и такой долгой жизни.
Л.Андерсен родилась в 1911 г. в Хабаровске (кстати, официальные биографии ошибочно указывают датой ее рождения 1914 год). Детство и юность ее прошли в Харбине. Затем, с начала 1930-х гг., более 20 лет жила в Шанхае, где и вышел ее знаменитый, высоко оцененный А.Вертинским, сборник стихотворений «По земным лугам» (1940). После отъезда из Китая поэтесса много лет провела на Таити и в других странах, куда был командирован ее муж Морис. С 1971 года поселилась во Франции в местечке Иссанжо, где и жила до самых последних дней.
В 2006 году в издательстве «Русский путь» вышла замечательная книга стихов, воспоминаний и писем Лариссы Андерсен «Одна на мосту», подготовленная к печати другом моей семьи Тамарой Калиберовой. Присутствовала Тамара и при последних днях и часах Лариссы Андерсен. Буквально позавчера я получил от нее такое письмо: «Ларисса потихоньку уходит. Ее держат на морфии и на питательных капельницах. Сама она практически ничего не ест и самое главное, практически не пьет — несколько глотков. Я все эти дни была рядом с ней в Ле-Пюи (городок, где расположен госпиталь, в 25 километрах от Иссанжо). Большую часть времени она дремлет, но, когда приходит в себя, говорит только по-русски. Мы с ней общались. Я ей читала ее стихи. Книга («Одна на мосту» — М.Д.) на врачей произвела исключительное впечатление и они все ходили по несколько раз в день смотреть и пересматривать ее фото. Она сразу стала для них «гранд-дамой». Доктор сначала давал прогноз на две недели, а сейчас ее состояние как-то выровнялось (ушли приступы удушья — она несколько раз просто уходила, переставала дышать, ей подключали аппарат), он говорит, что она может продержаться еще несколько недель. У нее сильное сердце. Я приготовила ей все необходимое для ухода. Дозвонилась до настоятеля православного храма в Лионе, он обещал проводить ее в последний путь по православному обычаю».
У меня есть своя история, связанная с Лариссой – человеком, которого я уже многие годы считал особенно дорогой и важной частью жизни. Историю эту я обязательно когда-нибудь расскажу.
С уходом Лариссы Андерсен закончилась эпоха. Запомним этот день, как день завершающий летопись первой русской эмиграции в Китае. А также вознесем наши молитвы к Творцу с просьбой упокоить душу новопреставленной Лариссы в вечных селениях Его.
Михаил Дроздов
Русский клуб в Шанхае
Фото: В.Базана
Ларисса АНДЕРСЕН
Где и как надо хоронить,
Но жаль, что вдалеке от моря
Прервется жизненная нить.
По имени “морская птица”,
Я лишь во сне летать могу,
А хорошо бы очутиться
На том знакомом берегу.
Быть может, та скала большая,
Маяк с проломленной стеной
Стоят, как прежде, не мешая
Индустриальности земной.
И примирившись с той стеною,
Вдали от пляжей и дорог
Играет, как играл со мною,
Дальневосточный ветерок.
Там волны шепчутся смиренно
О чем-то мудром и простом,
А медно-кудрая сирена
Лукаво шелестит хвостом.
Ведь море было первой сказкой
И навсегда остался след —
Меня прозвали “водолазкой”,
Когда мне было восемь лет.
Вот там бы слечь под крики чаек,
Узнав далекий детский рай,
Последним вздохом облегчая
Уход в потусторонний край.
Меня бы волны покачали,
Препровождая на тот свет,
Где нет ни скорби, ни печали,
Но, может быть, — и моря нет.
Спите спокойно, дорогая Ларисса Николаевна. Кто знал Вас, тот никогда о вас не забудет.
А я сегодня открыла этот мир для себя — её стихи, это имя…
Любовь, обязательно почитайте «Одна на мосту», это незабываемая книга, удивительные стихи и судьба.
Читала все эти дни эти изумительные строки… Странно, никто здесь, в российском сейчас. не знаком с этим именем, с этим миром… И всё-таки это так удивительно: Ларисса пришла к нам, здешним, уйдя. Я посвятила занятие её творчеству — студенттам было всё это близко.
Я создал альбом у себя на фото-страничке, и размещу там фотографии с Лариссой Николаевной, сделанные летом 2007, когда я гостил у нее дома.
На этом снимке Ларисса Николаевна во время ежедневной прогулки к ослику Арико. Мы всегда ходили его угощать… https://fbcdn-sphotos-a.akamaihd.net/hphotos-ak-ash4/463273_293399027419115_272698296155855_622292_1278798129_o.jpg
Светлая Память!
Царствие Небесное Лариссочке! Мы все, знающие ее, плачем и скорбим. Очень больно и непонятно, почему Тамара Калиберова не сочла нужным сообщить никому из нас, живущих во Франции, о тяжелом положении Лариссы. Французский племянник Лариссы мне сказал вчера, что он не мог найти мой телефон, но Тамара то имела координаты — мои или других друзей Лариссы. Я навещала и звонила Лариссу — в последний раз месяца два назад… Она заметно слабела, но еще держалась. Тамара пишет выше с гордостью: «Я все приготовила к уходу Лариссы»… Оказалось, что отходную молитвы некому было прочитать над бедной нашей, любимой …. Если бы мы были в курсе происходящего, то я нашла бы священника, поговорила бы со своим батюшкой, мы бы не оставили все так…теперь остается заказывать панихиды… И молится за упокой…
Помолимся обязательно, Ларисса — необыкновенная, в ней столько жизни и в то же время память о вечности, любовь к земному и тоска по небесному — удивительное сочетание в ее стихах.
Я уверен на все сто процентов, что Тамара сделала все, что было в ее силах. Много людей заботились о Лариссе и опекали ее в то время, когда ей опека была необходима. А кто не был в курсе… Тому минус один балл.
Многим из нас русских французов, совершенно непонятно, отчего Тамара никому не сообщила. Очень горько, что Ларисса ушла не по- христиански, причем тут ставить кому-то минус баллы. Она была в больнице три недели, моя последняя запись о ней — месячной давности. Я уезжала, другие тоже далеко находились. Нужно было просто сообщить нам. Ларисса уже не говорила по телефону- она плохо слышала. Все новости передавал племянник, у которого не было связи с нами — это мы сами Исаанжо обычно звонили. Ларисса осталась одна практически в последние дни. Ответственность за это на ТАМАРЕ КАЛИБЕРОВОЙ, простите за правду, которая была в курсе происходящего и не пожелала никому дать знать.
Я не собираюсь тут дискутировать — сама бы Ларисса этого не хотела, она была нежным, чутким человеком, не в ее манере было ссориться. Но я должна была написать это. Тамара сама пусть думает, ПОЧЕМУ она так сделала, никто не собирается разбираться с ней. Бог ей судья.
Очень жаль читать на этой странице какие-либо обвинения в сторону Тамары, человека, столько сделавшего для Лариссы и ее наследия. Мне думается, что Ларисса была по-настоящему счастлива от того, что рядом с ней находился такой преданный, искренний, понимающий и любящий человек. Такие отношения многого стоят в жизни. Дорогая Тамара, безграничное Вам спасибо за все, что Вы сделали!
я тоже думаю, что модераторам нужно почистить эту ветвь. Ларисса Николаевна очень спокойный человек, и подобные склоки не одобрила бы. Она очень ждала Тамару, а так ждут только добрых друзей. Поэтому я в ней уверен.
Жаль, что из Канады я не мог общаться с Лариссой. Но думал о ней постоянно.
Очень и очень грустно! Когда переписывался с Валерием Юрьевичем Янковским (и ему царство небесное!), получил адрес Ларисы Николаевны, но поскольку мой собеседник попросил пощадить покой поэтессы, уже потерявшей зрение, так и не отправил даже открытки, но всегда буду помнить об этих людях с любовью и уважением. Низкий им поклон. Владимир Иванов-Ардашев, хабаровчанин.
В.Иванову-Ардашеву: Спасибо за ваш отзыв и теплые слова о Л.Андерсен. Кстати, так вышло, что некоторые книги В.Ю.Янковского после его смерти оказались у меня. В их числе и ваша книга «Эхо русского зарубежья» с вашим же автографом Валерию Юрьевичу. Она пополнила мою коллекцию книг выпущенных эмигрантами или посвященных эмиграции. Вот так тесен наш мир.
Михаилу Дроздову. Дорогой друг! Глубоко тронут вашим ответом. Я ведь, к стыду своему, лишь недавно нашел в интернете ваше электронное издание, теперь буду внимательно следить. Желаю удачи! Ваш хабаровский читатель В.Иванов-Ардашев.
В.Иванов-Ардашев переслал свой некролог по Л.Андерсен, который недавно был опубликован хабаровской газетой «Приамурские ведомости». Решил скопировать его сюда (для истории):
По грустной иронии судьбы, весть об уходе в мир иной старейшей поэтессы Русского зарубежья Ларисы Николаевны Андерсен в Хабаровске узнали едва ли не позже других, и то из Австралии, а не из Франции, где проживала эта удивительная женщина. А может, в этом некий потаенный смысл, ведь русские австралийцы, как никто другой, могли бы называть себя бывшими забайкальцами и дальневосточниками, ибо отбывали на чужбину целыми казачьими и армейскими полками, увозя жен и детишек. Вот и дочь русского офицера Лариса Адерсон, ставшая позднее легендарной поэтессой Лариссой Андерсен, запомнила на всю жизнь свою малую родину — Хабаровск, где появилась на свет в 1911 году, но позже… малость слукавила, убавив три года, чем ввела заблуждение исследователей своей биографии и литературного творчества.
Конечно, со временем эта милая тайна обнаружилась, но поскольку Лариса Николаевна была уже в преклонном возрасте, никто из биографов не стал это подчеркивать. Вот и автор этой заметки, долгие годы переписываясь со старейшими русскими писателями-эмигрантами, многое узнал об этой очаровательной и талантливой женщине, которую называли «чайкой русской чужбины». Так, знаменитый зверобой и писатель Валерий Юрьевич Янковский, проживший без малого сто лет, шутливо ответил на мой вопрос в письме, что «Лариса всегда была большой фантазеркой и ничего удивительного, что малость уменьшила свой возраст».
Потому, наверное, и не отметили хабаровские литературоведы столетний юбилей своей знаменитой землячки. А ведь Лариса Николаевна частенько вспоминала город своего детства, и хотя воспоминания были отрывочными и тревожными, ведь речь шла о Гражданской войне и уходе в эмиграцию, мысли ее о родном городе были грустными, искренними, добрыми. И еще полвека назад она не раз обращалась в письмах к своему бывшему знакомому по маньчжурской эмиграции писателю Всеволоду Никаноровичу Иванову с одним и тем же вопросом: «Как там мой Хабаровск? Как Амур?». И эти грустные весточки, словно опавшие осенние листья, устилали ее тропинку в далекой Франции, где она и завершила свой земной путь.
И случилось это недавно, на сто втором году жизни…
Светлая вам память, Лариса Николаевна!
Владимир ИВАНОВ-АРДАШЕВ.
Спасибо редактору сайта Михаилу Дроздову. Ну, а русским австралийцам, прошедшим некогда Маньчжурию,самые добрые пожелания, мы вас помним. Владимир Иванов-Ардашев.
Услышала по радио её стихи и очаровалась… Глоток чистой воды из прекрасного родника! Светлая память Лариссе Николаевне! Мои наилучшие пожелания всем русским, хранящим свои истоки, где бы они не жили!
Ярославская обл.