Мысли в ожидании такси

Мысли в ожидании таксиСегодня попали под сильный дождь — один из четырех-пяти дождей, которые мне лично удалось застать в Пекине за целый год. В этом городе погода не мокрая в принципе, не то что в Шанхае. Интересно, но в этот самый нужный момент не попадается ни одного свободного такси, хотя их в Китае пожалуй больше, чем частных машин, по крайней мере на первый взгляд. Мимо нас проносятся ряды автомобилей, в которых сидят счастливцы, поймавшие мотор чуть раньше нас. Спрашивается, стоило ли торопиться выходить из уютного чайного домика, в который мы были приглашены нашим товарищем, организовавшим там вечер традиционной китайской музыки? Стоило. Нас ждут друзья в другом месте, и мы обещали появиться. Вот и стоим, голосуем на четырех углах перекрестка. Мокрые, но не злые, потому что необычно, не часто так попадаем. Мимо проходит женщина с зонтиком, рядом с ней мужчина с велосипедом. Оба тоже мокрые, и зонтик ей уже вроде и ни к чему. Она предлагает зонтик нам! Просто так. Дескать, что же, вы еще не сильно намокнуть успели, постойте под зонтом, пока не поймаете. Отказываемся. Уже сами решили, что промокать, так уж промокать.

Вообще, отношения китайцев как друг к другу, так и к иностранцам мне нравятся. Да и отношение к жизни. Оптимистичное. Мне это напоминает годы развитого или развивающегося социализма в СССР, по крайней мере, как я их помню по фильмам, да и личным детским и юношеским воспоминаниям. Наши дети будут жить лучше нас! Комсомольские стройки, повышенные обязательства. Учиться, учиться и еще раз учиться! В общем, та же уверенность в будущем, стремление к чему-то светлому — в их варианте не к коммунизму, а к капитализму, вернее к «социализму с китайской спецификой». Но это не суть важно. Важно то, что когда у людей есть уверенность в главном — что все в целом будет хорошо, они не рядятся по мелочам.

Наверное, даже наверняка, тут играет свою роль и контроль за средствами массовой информации. В прессе три четверти — позитивная информация, одна четверть — сообщения негативного характера, но в основном форс-мажорного свойства: наводнения, несчастные случаи и т.д. То есть основной посыл такой: все, что от нас зависит, будет сделано хорошо, несмотря на сопротивление окружающей среды. Честно говоря, я не против такого ограничения свободы слова. Манипуляция общественным мнением есть в любой стране, так пусть уж лучше она на позитивное созидание будет направлена.

Хотя в целом отношение к масс-медиа тут сдержанное. Все знают, что они контролируются, поэтому реальную информацию получают по своим каналам, и выводы делают согласно здравому смыслу, а не благодаря «голубому глазу». В этом китайцы близки россиянам, вернее бывшим советским, и выгодно отличаются от американцев, где критерием правдивой версии является официально объявленная по телевизору.

Кстати, с помощью масс-медиа можно добиться немало и тут. Например, снять хорошую квартиру… Небольшое отступление. Помимо, в целом неплохого отношения к иностранцам, существует два разнонаправленных стереотипа. Первый, что иностранцы все богатые; второй, что ничего хорошего от них не жди. Оба сформированы новой и новейшей историей Китая, углубляться не буду, иностранцы сами виноваты.

Так вот. Искали мы новую квартиру. Вышли на неплохой вариант. Но хозяйка долго сомневалась, сдавать ли иностранцам, да по какой цене. После первичного знакомства разошлись холодно. Договорились встретиться через неделю. Как раз на этой неделе участвуем в записи передачи про иностранцев в Китае. Нас показывают мельком. На следующей встрече: «Ну, если вас и по телевизору показывают, значит вы ребята надежные!». Такое вот доверие к контролю за средствами массовой информации.

Мысли в ожидании таксиВозвращаясь к позитивно-негативному балансу, нужно отметить, что это проявляется и в повседневных отношениях между людьми. Культура такая. Здесь о людях говорят или только хорошо, или молчат. Напрямую вряд ли кто тебе скажет, что собеседнику что-то не нравится в тебе или в ком-то еще. Например, когда нужно обсудить чью-то неподходящую кандидатуру на работу, никто никогда не скажет: «мне не нравится как он это делает» или «да он дурак полнейший!». Если нет объективных факторов, против которых не попрешь, вроде незнания языка и т.п., то или будут предложены другие кандидатуры на эту должность с указанием их несомненных объективных преимуществ, или кандидату будут предложена другая должность, с которой «лучше него никто не справится». Обвинить кого-то в некомпетентности означает нанести сильнейший удар по его самолюбию и, одновременно, выставить себя абсолютно бестактным человеком. Причем, это не означает, что все держат злобу в себе и только о том и думают, как бы не сорваться. Вовсе нет. Удивительно, но такое впечатление, что мысли у китайцев движутся только в позитивном направлении. То ли это особенность момента (Китай на подъеме), то ли национальная особенность. Да это и неважно, пусть подольше такими остаются. В связи с этим интересны неписаные правила торговли на рынке. В отличие от нашего «базара», выражающегося в необходимости доказывания продавцу несоответствия цены и качества: «У тебя это не так, да вот это наперекосяк, и вообще, этот товар столько стоить не может», в Китае лучше придерживаться трех нейтрально-позитивных стратегий. Первая — быть «местным» т.е. знать, сколько что стоит. Вторая — прикидываться что ты здесь случайно, и товар тебя интересует постольку-поскольку. Тогда продавец сам начнет играть на понижение. И третья, для изобретательных — приводить причины, почему именно тебе нужно продать дешевле, например, как постоянному покупателю, или как заядлому коллекционеру именно этого типа вещей. Однажды мне таким образом удалось поставить своеобразный рекорд скидки. Будучи в Сиане, приглянулся мне значок китайской пионерской организации. Начав с 15 юаней, мы быстро добрались до 3 юаней. Последним моим аргументом было то, что я в свое время был пионером советской организации. И значок мне дорог как ностальгия! В общем, купил я его за 1 юань. Скинуть в пятнадцать раз, наверное, еще ни одному иностранцу не удавалось! Обычно в два-три раза идет скидка.

Кстати, то, что я был пионером, помогло мне еще разок. Основной мой круг общения здесь — это студенты четырех ведущих ВУЗов Китая. Естественно, они лучшие студенты в своих учебных заведениях. И, естественно, они — члены Партии! Только этот факт достаточно долго замалчивался в нашем тесном кругу вследствие того, что основным их опытом общения с иностранцами до этого были в основном «западники»: американцы, немцы и т.д. Естественно, китайцы осведомлены об образе «коммуниста» на Западе. И чтобы их не считали этакими монстрообразными злодеями, они скрывали свою партийную принадлежность. Но не тут-то было! Я их напрямую спросил: а партийные среди вас есть? На что они, потупив глаза, скромно ответили: «Есть, причем все присутствующие» — «Так что же вы молчали! — возликовал я, — мы ж с вами одной крови! Я вот пионером был, а в Комсомол не вступил только потому, что Комсомола самого не стало, как такового». Затем мы попикировались, кто круче в знаниях основ марксизма-ленинизма и после этого учет партийности и линии Партии стал неотъемлемой составляющей нашей ежедневной работы. Да тут «про-коммунистом» стать несложно, глядя на мудрое руководство и успехи Коммунистической Партии Китая (которая, на самом деле, самая капиталистическая партия в мире), или когда объясняешь своим западным товарищам отличие теоретического коммунизма от реализованного на практике в СССР и округе, или когда начинаешь показывать реалии «демократии» и «свободного рынка» на Западе китайцу, признавшемуся в приверженности «западным ценностям» в порыве откровенности. В общем, весело и порой неожиданно тут в области политики. В Гонконге мне рассказали о результатах опроса, который показал, что его жители, проживающие в континентальном Китае, чувствуют уверенность в будущем сильнее чем в самом насквозь капиталистическом Гонконге. Хотя, оно и понятно. Шанхай скоро переплюнет Гонконг как финансовый и деловой центр Азии в силу естественных преимуществ, и нечего будет делать в этом Сянгане, как его теперь по-китайски называют. Такие же настроения ощущаются в Японии. Все вроде блестит и сверкает, но витает в воздухе дух этакой бесперспективности. Китай замыкает всю Азию на себя. Так было раньше. Это ведь на исторически неподкованный взгляд бурное развитие китайской экономики кажется чудом. На самом деле вплоть до 17 века Китай был самой продвинутой мировой державой, просто наши учебники слишком европоцентричны, а если сравнивать по фактам и датам, то вообще удивительно, почему мы сейчас пишем не иероглифами. Иными словами, с китайской точки зрения, переход в ранг ведущей мировой державы — это вовсе не чудо, а восстановление справедливости. Исправление исторической загогулины, так сказать.

И китайцы это осознают на ежедневном уровне. Они все прекрасно помнят о том, что каждый китаец — наследник 5000 летней культуры и неотъемлемая часть ее. Поэтому в отношении к иностранцам иногда примешивается снисходительно-покровительственная нотка. Дескать, что с детей малых возьмешь? Они даже палочками пользоваться не умеют, не то что пару иероглифов запомнить! К слову сказать, иероглифов этих около 40000 и редок тот китаец, который знает их все (если вообще такой существует). Но дело не во внешних проявлениях культуры, а скорее во внутренней философии и поведении, чего не прочувствовать, не пожив в Китае некоторое время. Важную роль в формировании китайцев как нации играет язык и вообще связанное с языком творчество. В языке «зашиты» коды поведения, традиции. Известно огромное количество поговорок, присказок и сказок, пословиц, намеков и притч. Выверенные временем и существующие чуть ли не на каждую возможную ситуацию. Их все знают с детства, поэтому друг от друга ожидается соответствующее «культурное» поведение. Так-то надо относится к слабому, а вот так-то поступить в спорной ситуации, ведь помните притчу о том как… и т.д. Их очень удивляет, когда иностранцы спорят друг с другом «до победного», кто прав, кто не прав. В Китае давно уже все выверено и проверено. Да и в конце концов, не так уж важно, кто прав, так как ситуация меняется и завтра может все оказаться совсем наоборот. Суетные они какие-то все, эти иностранцы, сегодняшним днем живут, не думают о главном. А что касается палочек, то если иностранец наловчился ими есть не хуже китайцев, то он совершил интеллектуальный рывок в глазах китайца, как обезьяна, научившаяся считать. Таким отношением, кстати, очень удобно пользоваться, когда сделаешь что-нибудь не так. Прикидываешься примитивом, и все сходит с рук. Но если ты разобрался, как себя вести в приличном китайском обществе, то ведя себя соответствующе, заслужишь неподдельное уважение. Вообще, разобравшись что тут к чему, жить иностранцу становится очень удобно. Куча преимуществ, минимум спроса. Легко отличить новичка в Китае от старожила. По глазам. У первого они обалдевшие, восторженные или испуганные, в зависимости от того, как первый шок проходит. У вторых умиротворенный взгляд, ироничная усмешка прячется где-то внутри, а в целом все спокойно, все хорошо. У самих китайцев взгляд тоже интересный. Живой, но без игривости, уверенный, но без самодовольства. Ясный. И ясность взгляда они сохраняют до глубокой старости. Как и здоровье. Наверное, благодаря тайчи, которым тут занимаются все. Это входит в школьную программу и если выйти на улицу часов в шесть утра, то любой окрестный парк полон народу выполняющего различные упражнения. Можно запросто увидеть бабульку выполняющую растяжку, которой молодой позавидует. А иногда вечером видишь группу дедушек сидящих на лавочке, вдруг один встал, что-то сказал вроде: «Мол, по тайчи что ли вдарим?», и все поднялись, встали в кружок, выполнили несколько пасов руками, размялись, дальше садятся, что-то обсуждают. Красота, благодать! А основное развлечение старичков по вечерам здесь — шахматы. Только в Китае я обнаружил, что шахматы, оказывается, командная игра! Человек десять-пятнадцать группируются вокруг доски, разбившись на две команды, и оживленно начинают обсуждать и давать советы двум основным игрокам, которые передвигают фигуры. Как говорится, один — ничто, коллектив — все! Поесть — тоже коллективное занятие. Под это приспособлены все ресторанчики и забегаловки, причем рассчитаны не на одного человека, а на совместную трапезу. Когда нужно перекусить одному, я например, не знаю, что и делать. Приходится идти или в «Мак-Дональдс», или можно взять тарелку лапши с мясом. Но одному столовничать все равно не в удовольствие. За едой обсуждаются все вопросы, касаются ли они работы, семейных проблем, либо отдыха.

…Что за дождь! Поймать такси сейчас — вот главная задача. Шеф! Два счетчика!!! Таксист смеется над нами, мокрыми насквозь, мы объясняем куда нам ехать, и расслабляемся в предвкушении вкусного и веселого ужина.


Комментарии

RSS 2.0 trackback
  1. avatar

    Про то, что все занимаются Тай чи- полный бред…сама живу в китае с 1992 года..но такую бредятину читаю впервые!!!!!! Зачем пугать людей- автор?????Мы и так напуганы «тазиками» летящими с территории Китая.. и др. байками .

    ~ Татьяна, 11 февраля 2010, в 03:48 Ответить
    • avatar

      Поинтересуйтесь школьной или институтской программой. В минимальном варианте, в качестве физкультуры, элементы тайчи присутствуют в большинстве учебных заведений.

      ~ Евгений, 11 февраля 2010, в 16:15 Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *