Наши в Китае

«Русский Клуб в Шанхае» принял участие в III Тихоокеанском форуме соотечествеников «Миграции и диаспоры: потенциал развития Тихоокеанской России», состоявшемся 21–22 октября 2003 года во Владивостоке. В рамках Форума, организаторами которого выступили Администрация Приморского края РФ и МИОН ДВГУ, состоялась презентация сайта Клуба, а также совместного интернет-проекта РКШ «Восточное Полушание». На первом пленарном заседании был заслушан доклад Председателя РКШ М. В. Дроздова в котором он рассказал об истории Клуба, направлениях его деятельности и планах на будущее. Форум широко освещался российскими средствами массовой информации. Мы планируем подробно рассказать об этом событии, подвести его итоги. Пока же предлагаем вашему вниманию интервью председателей Русских Клубов Шанхая и Пекина, которые они дали в день открытия Форума. Этот материал, под заголовком «Наши в Китае» опубликовал бюллетень «Тихоокеанская InterРоссия».

Участники III Тихоокеанского Форума соотечественников. Слева направо: член секретариата Ассоциации русской культуры «Воскресение» (г. Шэньчжэнь) Е. Маркин, представитель Московского Патриархата в Гонконге о. Дионисий Поздняев, председатель Русского Клуба в Шанхае М. Дроздов, руководитель Русского Клуба в Пекине С. Шилин.Российская диаспора в странах Северо-Восточной Азии насчитывает десятки тысяч человек. Больше всего с выходцами из России повезло Китаю, где в некоторых городах даже существуют Русские клубы — неформальные (пока) объединения «наших», живущих в инородной для большинства россиян китайской среде. Сегодня мы можем услышать о жизни «наших» в Китае от председателей двух клубов: Сергея Шилина (Пекин) и Михаила Дроздова (Шанхай).

О наших в Китае

М. Дроздов: Соотечественники, живущие в Китае, — это не те русские эмигранты, которые жили там в 30-е годы. Это наши граждане, которых в Китай забросили экономические интересы, поиски лучшей жизни. И, в отличие от старых эмигрантов, они нацелены на сотрудничество с Россией. Думаю, каждый из них убежден, что рано или поздно он вернется в Россию, нагруженный новым опытом и знаниями. Есть достаточно много соотечественников в Китае, которые живут там 10 и более лет, и для того чтобы продвигать в Китае экономические и прочие интересы нашей страны, необходимо этот потенциал использовать.

С. Шилин: В Пекине, например, работает очень много талантливых молодых людей — граждан России, которые готовы бы уже сегодня вернуться в Россию. Многие из них говорят: «Мы в Пекине только потому, что здесь можно найти хорошую работу, хорошую зарплату и как-то себя реализовать». Но они не вписываются в специфическую китайскую среду, не каждый это может принять. И эти люди готовы вернуться в Россию, но они не уверены, что смогут здесь чувствовать себя комфортно и цивилизованно.

Об экономических отношениях

С.Ш.: Сейчас китайцы готовы вкладывать деньги в Россию, но они не знают — куда и под какие гарантии. Если бы с российской стороны была подана реальная информация о проектах, их стоимости, окупаемости, гарантиях правительства — нашлось бы очень много китайцев, готовых вкладывать деньги в Россию. Китайцы, которые распологают финансами, — люди очень конкретные, и им нужно показать, какова эффективность данного проекта, чем это будет для них полезно.

М.Д.: Все знают, что китайские эмигранты — хуацяо — создают свои землячества по всему миру, и именно они обеспечили львиную долю иностранных инвестиций в Китай. Понятно, что сравнивать нынешнюю российскую колонию в Китае и мощный финансовый потонцеал хуацяо некорректно, но, на мой взгляд, российская колония в Китае будет крепнуть. С другой стороны, мы сильны другим: люди, прожившие достаточно долгое время в Китае, многому научились, представляют себе, что это за страна, каков менталитет китайцев. И как еще продвигать Россию на восток, если не через своих сограждан? Китайцы делают именно так.

С.Ш.: Что касается «желтой угрозы», то никакой угрозы нет. Если посмотреть на китайскую историю, то видно, что Китай никогда не стремился к какой-то экспансии на чужую территорию. Все пять тысяч лет они решали свои внутренние проблемы. У них внутри страны есть большие неразвитые территории, например, западная часть, куда они сейчас вкладывают огромные деньги. Им наша вечная мерзлота не нужна. А что касается вывоза сырья из России — нужно это регулировать, нужно создавать нормальные условия для проживания и работы людей, которые могут инвестировать в нашу экономику.

О взаимопонимании Китая и России

М.Д.: Так же, как в России нет полного понимания Китая, так и в Китае нет полного понимания России. Но есть желание. Когда разговариваешь с простыми (и не очень простыми) китайцами, первая ассоциация у них — Россия великая культурная страна. Но дальше они говорят: вы свою страну развалили, у вас слабая экономика, и у вас нельзя сейчас делать нормальный бизнес. Я считаю, что период развала у нас все-таки заканчивается, и очень важно поменять отношение к России у китайцев.

Если нам удастся познакомить китайцев поближе с российской культурой, а россиян — с китайской, может, и будут созданы те необходимые предпосылки для настоящей дружбы, которая пока закреплена только на бумаге в виде договора. И мы тем самым избавимся от очень многих проблем, от взаимного недоверия, которое существует, несмотря на все официальные заверения. А недоверие во многом обусловлено незнанием реальной ситуации. Я считаю, что реальных оснований для недоверия у России к Китаю быть не должно. Китай сегодня сконцентрирован на решении своих проблем, их очень много. Речи о какой-то военной экспансии вообще нет. А экономическая экспансия — это как раз те инвестиции, о которых мы мечтаем. Главное, чтобы россияне могли ее регулировать, чтобы не челноки сюда приезжали со своими баулами, а приходил инвестор с деньгами.

С.Ш.: В свое время в Китае очень был популярен Советский Союз. Русский язык учили так же, как сейчас английский. И все люди, которые сейчас занимают ведущие государственные посты, знают русский язык, они воспитаны в традициях дружбы с СССР, многие как-то были связаны с нашей страной. Поэтому мы не так сильно опасаемся за свою деятельность в Китае. Крупные американские и другие организации опираются на капитал. Наш капитал — это база, созданная за время дружбы Китая и СССР. Советники председателя КНР имеют какое-то отношение к СССР. Но это поколение уже уходит. Если мы сейчас не приложим усилия к тому, чтобы создать новый слой, мы это все потеряем.

«Тихоокеанская InterРоссия», 21 октября 2003 г., № 1


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *