В 1999–2000 гг. автору сей статьи довелось стажироваться в университете Фудань г. Шанхая. В письмах домой он рассказывал о нравах и обычаях китайцев, преломляя увиденное через призму своеобразного восприятия жизни мегаполисов, свойственного как московским жителям, так и шанхайцам. Сегодня мы публикуем одно из этих писем, великодушно отредактированное М.В. Дроздовым.
Вы знаете как действует транспорт в Шанхае? Ну вот, если время есть, послушайте. Это, конечно, я громко сказал – транспорт. На самом деле речь пойдет не обо всех видах средств передвижения, а о наземном городском транспорте. Первое впечатление от него у московского жителя – шок. Я понял, что вряд ли когда-либо сяду за руль в этом городе, когда прямо на моих глазах водитель такси развернулся через две сплошные линии, подрезав двухэтажный автобус. После этого я не удивлялся ничему. Здесь принято обгонять по встречной полосе, разворачиваться на перекрестке и т.д. Правда, до первого ДТП. Если в аварию попал иностранец, он будет всегда виноват. Для всех остальных действует железное правило: кто тяжелее, тот уступает дорогу. Не дай Бог, велосипедист собьет пешехода или мотоциклист велосипедиста. А уж водитель автомобиля – просто козел отпущения. На улицах очень много людей и велосипедов, особенно в центре. Весь этот поток прет напролом, редко поглядывая на светофоры или разметку.
Вообще, складывается впечатление, что правил просто не существует. Например, китайцы используют трехколесные грузовые велосипеды. Бывает, въезжаешь на хайвэй, а тебе навстречу прет такой тарантас с грузом, который превышает по длине, ширине и высоте 20–30 метров. Заметьте, движение пешеходов, велосипедов и мотороллеров по хайвэям запрещено. Быстро привыкаешь к местному стилю перехода улицы. Нельзя никого пропускать, ни машину, ни автобус, ни грузовик. Можешь быть уверен, он тебя не задавит. Просто не пугайся, когда он будет сигналить. Кстати, гудок – это дикая слабость китайцев! Таксист едет по улице и постоянно гудит, чтобы предупредить о своем приближении. И правильно делает, потому что половина потока людей движется не по тротуару, а по мостовой. Ну и что, что здесь машины, им так удобнее! На многих улицах висит знак «подача звукового сигнала запрещена» (например, на нашей, где находится студенческий городок для иностранцев). Как и многие другие, этот знак не останавливает китайцев. Иной раз ночью просыпаешься от того что многотонная фура гудит на зазевавшегося полусонного пешехода! И еще хорошо, что у нас маленькая улочка, с односторонним движением.
«Ужас – скажите вы! – А куда же смотрит полиция?» Полиция смотрит, куда надо. Она видит только самые «хлебные» нарушения. Но иностранец может прикинуться шлангом и отмазаться. Главное – знать как. Методы изучать неинтересно, они стандартны… На вопрос о правах, говоришь, что их сейчас переводят на китайский язык; на вопрос, почему без шлема, говоришь, что сейчас наденешь и т. д. Как правило, проблем не бывает. Интересны полицейские сами по себе. Когда я увидел первого китайского гаишника, у меня защемило сердце. Да, да! Вы узнали эту вальяжную походку, эту манеру коротким движением отдать честь и сквозь зубы произнести звание и фамилию, это небрежное помахивание палочкой, висящей на запястье, в ожидании ваших документов. Несомненно, это те же родные российские гаишники! Только форма у них синяя, а не серая. В остальном они такие же. Однако разница все-таки есть. В Китае работы много, а работников еще больше. Поэтому полицейский все-таки не старается содрать с вас поскорее кассу, а войдет в ваше положение и терпеливо выяснит, почему вы нарушили правила. Он будет в любую погоду париться в мундире и героически руководить движением (заметьте, светофор работает исправно, причем в продуманном режиме). В центре многих перекрестков для этого есть специальные круглые тумбы. Гаишник персонально указывает каждому автомобилю или группе автомобилей, как проехать перекресток, иначе поток людей машину снесет. Или сама машина кого-нибудь собьет.
Аварии на улицах бывают, не без этого. Но по сравнению с тем количеством, которое случается у нас, это просто мизер. Бывает, кто-то резковато тормознет, и сзади его за это накажут. Бывает, мотороллер выскочит кому-нибудь наперерез, чтобы свернуть влево через три полосы в переулок, а несчастный водитель такси в него впилится.
Такси в городе не просто много, а безумно много. Они везде в любое время дня и ночи. Почти все такси в городе (да, похоже, и в стране) – Фольксваген Сантана. Машинки маневренные и удобные. Частников не существует вообще. Они не нужны. Выйди на дорогу и посмотри сначала в одну сторону, а потом в другую… Через пять секунд перед тобой будет стоять тачка, из которой на тебя смотрит преданным взглядом водитель.
Езда в такси – это приключение. Ну во-первых, таксист любой нации чувствует себя на дороге королем, поэтому подрезать самосвал для него не проблема. Когда торопишься, можно попросить ехать быстрее, но на свой страх и риск, потому что китаец может перестараться и гнать по встречной полосе. В такси стоит счетчик, кстати, весьма продвинутый! На нем есть большое табло, которое высвечивает для вас сумму. Сумма немалая даже по московским меркам. За посадку сразу начисляется 10 юаней (около 1,2 доллара), в них входит стоимость трех километров проезда. Далее – по два юаня за километр. Что неприятно, за простой тоже платишь деньги. У счетчика два режима: нормальный (отсчет километров) и «низкая скорость» (отсчет времени, 2,5 минуты – юань) – поэтому стоять в пробках жутко невыгодно. Машин в городе очень много, даже на хайвэях заторы не редкость.
В принципе, с таксистом можно торговаться. Особенно, когда приблизительно знаешь, сколько стоит доехать до точки назначения. Днем этот номер редко проходит, а ближе к ночи – нормально. С 23:00 до 6:00 повышенный тариф: 13 юаней за посадку.
У такси есть достойный конкурент – общественный транспорт! В Шанхае много автобусов, есть даже троллейбусы. Есть еще метро. Оно состоит из трех веток (две – подземные и одна – наземная). Сравнивать с московским нечего, хотя поезда современные и нешумные.
А вот об автобусах рассказать стоит. Их несколько видов. Бывают автобусы с кондиционерами (проезд – 2 юаня) и без оных (1 юань). Много двухэтажных автобусов. Скажу честно, на втором этаже захватывает дух, когда водитель начинает лихачить. Маршрутов много, но если поездка дальняя, то одну-две пересадки сделать придется. До сих пор не пойму, для чего существуют остановки. Автобус можно тормознуть (как в рекламе «Фанты») в любом месте по пути следования. Сам видел: стоит тетушка на перекрестке с баулом и машет автобусу ручкой! Наш бы мысленно послал ее, а китаец остановился, открыл двери, подождал, пока она войдет. Сойти, соответственно, тоже можно, почти что везде. Надо только хорошо попросить.
Зайцев нет, потому что в каждом автобусе сидит кондуктор. Искать его не надо, он сам подойдет.
Общее замечание обо всех видах транспорта – жесткая подвеска. Машины, понимаешь, западные! Автобусы, понимаешь, крутые! А дороги-то совковые! Хайвэи не в счет, им от силы лет пять–семь. Все остальное – улицы в две полосы, из которых полторы заняты стоящими велосипедами и мопедами. Попадаются даже бетонки. Ну и неотъемлемая часть всех автодорог советского лагеря: Догадались? Ну конечно же! Торчащие на полдециметра над уровнем полотна канализационные люки! Прощай, западная подвеска. Кстати, мы тут проехались с одним таксистом, у которого была сломана задняя подвеска. Я ему говорю, у тебя, мол, пружина сломана. А он меня спрашивает: «Тебе что, мешает?» Я говорю: «Нет, но как так можно ездить?» «Нормально, пусть совсем отвалится, тогда заменю…» Вот так здесь люди ездят.