Заключительный очерк из фотоальманаха «От берегов Невы до Хуанпу: люди, проекты, идеи», рассказывающего о судьбах шести россиян, живущих в Шанхае и шести китайских граждан, живущих в северной столице России, посвящен китаисту Сергею Николенко. Публикация осуществлена нами с любезного разрешения агентства «Росбалт». Автор фотографий — Олег Новиков.
После второго курса восточного факультета Сергей Николенко, как и многие другие его однокурсники-китаисты, отправился на стажировку в Китай. Он выбрал портовый город Тяньцзинь на побережье Бохайского залива, где проучился один год. На тот момент Китай Сергею не понравился, вернувшись, он сказал, что «больше в Китай не ездок». На вопрос, почему так, ответить непросто.
Китайский язык оказался не сахар, и первые годы учебы в Петербурге при всем упорном старании давались Сергею очень тяжело. Но полученная языковая база позволила ему без особых трудностей и переплат добраться из пекинского аэропорта до тяньцзиньского университета на общественном транспорте. Изучение культуры и истории Китая на восточном факультете избавило Сергея от культурного шока, при том что это был его первый выезд за границу и тем более в Азию. Несмотря на все это, вероятно, Сергей был не готов к такому глубокому и резкому погружению в чужую культуру. Ему сильно не хватало Петербурга, друзей и университетского общения, поскольку на восточном факультете СПбГУ царит неповторимая атмосфера, которую создает неординарный коллектив преподавателей и студентов.
По возвращении в Петербург и в родную альма-матер Сергей был несказанно счастлив. Он рассказывает, что на последнем курсе, когда пришло время задумываться о трудустройстве, у него началась буквально паранойя. Сергей боялся, что не сможет зарабатывать на жизнь китайским языком. Но, поработав полгода в московском издательстве китайским переводчиком-корректором, а затем попробовав дипломатическую карьеру в МИДе, он в итоге устроился менеджером по импорту из Китая в российской фирме, занимающейся оптовой торговлей морепродуктами. «Я решил, что не хочу провести полжизни в пробках и метрополитене, и, когда появилась возможность, я принял предложение поехать в Китай представителем этой компании в Шанхае», — рассказывает Сергей.
Сегодняшняя работа Сергея связана с оптовыми закупками морепродуктов и рыбы, в этой связи ему приходится очень много ездить по Китаю, встречаться с поставщиками, бывать на заводах, проверять отправки. Обычно в месяц бывает по 5-10 командировок в разные места. «Что касается бизнеса в Китае, то он отличается определенными особенностями, не всегда сразу понятными русской стороне, — делится своим деловым опытом Сергей – например, мои коллеги в Москве до сих пор удивляются, почему контракт с китайским партнером состоит из одной страницы, а не из тридцати, как это бывает с партнерами из других стран». Это не есть проявление халатности, для китайцев важнее человеческие отношения и договоренности, чем буква контракта. Поэтому, если возникает непредвиденное изменение условий или сроков поставки, китайская сторона всегда готова пойти навстречу без лишних санкций и штрафов. Хотя это палка о двух концах, они ожидают такого же понимания со стороны контрагента в случае незапланированных обстоятельств, влияющих на контракт. Это как раз соответствует конфуцианскому понятию «жэнь» — человеколюбие/гуманность, согласно которому не должно делать другим того, чего не желаешь себе. Образование китаиста помогает Сергею понимать философскую и культурную подоплеку поведения китайцев, что весьма важно в стране с такой древней и непрерывной историей.
Проработав в Китае три года, Сергей пришел к выводу, что для карьерного роста и развития в профессиональном плане ему не хватает определенных экономических знаний. Для дальнейшей руководящей деятельности у него уже достаточно практики, но требуется еще теоретическая база. К тому же он хотел бы поработать в иностранной компании. Поэтому Сергей решил продолжить свое образование и поступил на полуторагодичный курс МВА в Китайско-европейскую международную школу бизнеса (China Europe International Business School). Половина занятий проходит в Пекине, а вторая в Шанхае, в связи с чем у Сергея еще больше прибавилось ежемесячных переездов, но он верит, что эти затраты в будущем себя оправдают.
Сергей также выбрал Шанхай еще за то, что этот город позволяет ему жить на достойном уровне. Он может арендовать квартиру недалеко от работы, поскольку нет большой разницы в ценах на недвижимость в разных районах. В Шанхае развитая система метро, такси по счетчику доступны почти так же, как в Петербурге маршрутки. Ради удовольствия и для здоровья Сергей иногда ездит по городу на велосипеде вне зависимости от времени года. По его словам, цены в ресторанах раза в два ниже, чем в нашей северной столице. На продукты на двоих в неделю уходит около 2000 рублей. После работы по вечерам Сергей ходит либо в тренажерный зал, либо в Irish pub рядом с домом посмотреть спортивные трансляции и выпить кружечку пива. Чтобы вести аналогичный образ жизни в России, ему пришлось бы прилагать намного больше усилий и значительно больше зарабатывать.
Раз в месяц он посещает Русский клуб Шанхая, чтобы пообщаться с разными знакомыми. Все обычно заняты своими повседневными заботами, работой, а встречи в клубе позволяют повидаться со всеми. Еще русские долгожители Шанхая завели одну мужскую традицию, почти как в кино, но только по четвергам они ходят в баню. Это финская сауна без веника. Там мужчины собираются помыться, пообщаться, выпить пива, после чего они обычно еще идут на поздний ужин в соседний морской ресторан «Ланьмули». Все, как дома, словно они и не в Шанхае.
Помимо русскоязычного общения, Сергей нашел в Шанхае немало приятелей среди иностранцев. С 2008 года он играет в шанхайской международной команде по регби под названием «Волосатые крабы» (Hairy crabs) и с большим удовольствием общается с соратниками по игре из англо-франко-испано-язычных стран. Сергей увлекся регби еще в пору учебы в Тяньцзине, и в Шанхае у него появилась возможность заниматься этим видом спорта. Он играет в роли нападающего, основной задачей которого является расталкивание соперников. Команда регулярно собирается на встречи, куда нужно приходить в специальном клубном пиджаке в черно-зеленую полоску и с таким же галстуком. Регбисты весело проводят свободное время, собираются после игр, смотрят международные матчи, проводят награждения всех игроков по итогам сезона. Даже наказания у них проходят весело: если игрок на поле допустил серьезную ошибку с последствиями для команды, он должен сделать «shoot the boot», то есть под общее скандирование команды выпить пиво из буцы капитана. Хотя Сергей тоже пару раз был наказан таким образом, он очень любит регби и всегда с удовольствием ходит на игры и тренировки.
Тем не менее, несмотря на все прелести жизни в Шанхае, Сергей очень скучает по Петербургу. По его мнению, эти два города живут в разных ритмах: в Петербурге все течет размеренно, с оглядкой по сторонам, и в этом он все-таки ближе к Пекину, а Шанхай, как и Москва, это деловой центр страны, где работа и карьера ставятся на первый план. Что касается архитектуры, если говорить о старой части Шанхая, районе Пуси, где сохранилось немало зданий европейской постройки 19-го века, то в этом наши города очень похожи.
«Если дождливым весенним днем в Шанхае выйти на набережную Вайтань и посмотреть вдоль линии домов, ее сложно отличить от Английской набережной», — говорит Сергей. Из-за сходства с любимым городом он любит при возможности прогуляться по этой набережной или пробродить по соседним тесным улочкам старого района Пуси. По климату Питер и Шанхай в чем-то похожи, в чем-то нет. В Шанхае, как и в Петербурге, высокая влажность, поэтому летом при высокой температуре на улице очень некомфортно, особенно для жителей северных широт. В это время Сергей спасается дома, на работе и в такси под кондиционерами, а по улице перемещается быстрыми перебежками. С другой стороны, зимой здесь не бывает снега. Единственный раз ему удалось увидеть снегопад, был в китайский Новый год в 2008 году. Шанхайские приятели его заверили, что это был первый снег за последние 50 лет. При том что зимой здесь температура редко опускается ниже ноля, по ощущениям Сергею в Шанхае бывает холоднее, чем в зимнем Петербурге. Это связано с тем, что в местных зданиях нет центрального отопления, и как только перестает работать кондиционер, в помещении становится так же холодно, как и на улице. «Как известно, в Китае на территориях ниже прохождения реки Хуайхэ в домах нет теплопроводов, так как они уже считаются южными и издревле особо не отапливаются изнутри», — поясняет петербургский китаист.
Пока он не знает, где будет жить через пару или десяток лет. Он благодарен Шанхаю за теплый прием и жизненный комфорт, но Петербург остается для Сергея городом мечты, куда все время хочется возвращаться.