Влекут меня места со «спорной» историей. Одним из самых сильных впечатлений детства — рассказ о том, что Покровский парк в центре города Владивостока когда-то был кладбищем. Даже учась в Восточном институте, который располагался как раз напротив парка и строящегося Покровского храма, я сохранила какое-то особое чувство по отношению к бывшему погосту. Ведь насколько поразительно, что одно поколение оказывалось в Покровском «парке», чтобы проводить в последний путь близких людей, когда следующее поколение приводило сюда своих детей кататься на каруселях.
Подобных мест в Шанхае еще больше, что вполне объяснимо при такой сумбурной истории. Среди них и спортивный зал, спрятанный среди старых шанхайских кварталов на улице Утунлу 137 ((梧桐路137号)). Как было написано в объявлении на входе, которое я обнаружила несколько дней назад: «Игры в настольный теннис временно отменяются». Лет 15-20 назад этот дом в китайском традиционном стиле использовался в качестве спортзала начальной школы. И юные жители Шанхая практически рисковали жизнью, занимаясь спортивной активностью в изъеденных термитами стенах.
За 350 лет эти стены успели послужить нескольких богам. Но чтобы проследить историю 137-го дома на улице Утунлун, стоит вернуться к началу XVII века. Согласно Шанхайским хроникам, при угасающей династии Мин этот будущий «дом-культуры» принадлежал сычуаньскому чиновнику по имени Пань Юньдуань ((潘允端)), который по совместительству владел и соседним Садом радости ((豫园)). Пока в 1640 году помещение не выкупила Мартина Сюй, внучка одного из первых китайских католиков Сюй Гуанци, для постройки церкви Иисуса Христа Спасителя (敬一堂 в китайских источниках также известен как 老天主堂).
Храм был построен согласно канонам китайской традиционной архитектуры и мало чем отличался снаружи от местных храмов. Внутри же располагался алтарь, украшенный красно-желтыми меридианами (разве не символично, если вспомнить, что дедушка Павел Сюй сделал многое для развития китайской астрономии и способствовал реформе календаря).
При Канси (1662-1723) к распространению варварской религии отношение изменилось в негативную сторону. А в 1730 году на месте католической церкви был открыт Храм божества войны (关帝庙). Спустя 18 лет рядом с храмом была построена академия 申江书院, которая в 1770 году была переименована в 敬业书院. И вплоть до середины XIX века вместо Святой Троицы здесь поклонялись обожествленному герою Троецарствия, пока французские иезуиты не ступили на болотистую шанхайскую землю.
В конце 40-х годов XIX века французский посланник попытался вернуть 敬一堂 в лоно католической церкви, но взамен получил землю для строительства церкви Святого Франциска Ксаверия в Дунцзяду ((董家渡)). Однако эта навязчивая идея не покидала светлые головы руководителей иезуитской миссии. В начале же 50-х годов в храме временно поселились некоторые предводители Малых мечей.
В 1861 году после заключения Франко-китайского договора ((Пекинский франко-китайский договор 1860 года был подписан после окончания англо-франко-китайской войны, кроме прочего предусматривал возврат миссионерам утраченного ими имущества.)) французы потребовали пересмотра прав собственности на храм, и цинское правительство было вынуждено уступить под их давлением. И с этого момента служба в церкви была восстановлена вплоть конца 30-х годов XX века.
С 1938 года и до прихода к власти КПК ((1949)) храм использовался в качестве общежития, а после 1949 года он оказался в ведомстве соседней школы. До начала 90-х годов 敬一堂 использовался для занятий физкультуры учеников младших классов во время непогоды. В начале 90-х годов поднимался вопрос о реставрации здания, но пока мне не удалось подтвердить, осуществились ли планы местного комитета культуры. И это далеко не единственный вопрос в этой истории, ответ на который бы хотелось получить.