22 декабря 2010 года Русский клуб в Шанхае провёл презентацию монографии известного российского ученого-китаеведа В.Г.Дацышена «История Российской Духовной Миссии в Китае», изданной приходом во имя святых апостолов Петра и Павла в Гонконге. Выход монографии продолжил ряд публикаций последних лет, посвященных исследованию истории отношений между Россией и Китаем, прежде всего, в сфере духовных и религиозных связей. В презентации приняли участие автор – проф. В.Г.Дацышен и протоиерей Дионисий Поздняев (Гонконг). В ходе мероприятия его участники не только представили монографию и поделились дальнейшими планами выпуска книг православной тематики в Гонконге, но и ответили на вопросы присутствующих, касающиеся современного состояния православия в Китае, российско-китайских связей, а также на иные вопросы, касающиеся как светской, так и духовной проблематики. По окончании презентации все желающие смогли приобрести книгу «История Российской Духовной Миссии в Китае» с автографом автора. Презентация прошла в конференц-зале гостиницы Yan An Hotel. Русский клуб в Шанхае обеспечил бесплатный вход на презентацию для всех желающих. Стенографический отчет с презентации будет опубликован на нашем сайте в начале 2011 года.
Сказано на презентации:
Владимир Дацышэн: Для Китая Россия – это тыл. Если возникали проблемы, Китай предпочитал нам уступать. У Китая было много проблем. Для того чтобы их решить на одном направлении Китай должен был уступить на другом. Как бы не критиковали Цинский период, Китай не стал колонией, как Индия, он сумел сохранить себя как единое целое. Поэтому уступка Китаем Амура, возможно, была оправданной. Возможно, если бы он цеплялся за Амур, он бы потерял страну.
Задачами Китая и России всегда была стабильность. Пускай и достигаемая путем взаимных уступок. Вот обратный пример. Выход СССР из послевоенной сложной экономической ситуации: Сталин пошел на уступки, отдал Китаю все проблемные вопросы, убрал войска с границы, и перекинул необходимые ресурсы на другое направление.
Мы проиграли «холодную войну» не Америке. Советский Союз проиграл ее из-за бодания с Китаем. Соперничество с Америкой приносило нам новые технологии, развитие промышленности, выход в космос. А на укрепление границы с Китаем были угроблены бешеные ресурсы без всякого результата.
История нам дает огромнейший опыт. Если мы его будем знать, то отношения с Китаем мы всегда сможем правильно выстроить.
Член РКШ Егор Переверзев решил поделиться с читателями нашего сайта своим впечатлением от презентации:
В день проведения презентации я шел по людной шанхайской улице, не замечая, какой груз волоку за собой. Груз старых полузабытых книг, груз предубеждений и стереотипов, груз отрывочных неполных знаний, которые накапливаются годами за спиной подобно баулам старьевщиков, разъезжающих по городу на тяжелых трехколесных велосипедах. И если уж говорить совсем критично, то, я, пожалуй, шел на презентацию не для того, чтобы узнать нечто новое, а лишь для того, чтобы подтверждать собственные укоренившиеся мнения.
Со временем все труднее становится слушать других, и еще труднее – извлекать из их слов драгоценные зерна оригинальных мыслей и мнений. Однако в этот раз вышло все не так.
С последней встречи РКШ, на которой я присутствовал (творческий вечер поэта Ю.М. Кублановского), аудитория сильно изменилась и позврослела. Взрослые и солидные мужчины, дорого и со вкусом одетые женщины – с молодой командой, которая встречалась с поэтом, этих людей роднил, пожалуй, только интеллектуальный блеск в глазах. Он может быть очень разным – этот «русский Шанхай»…
Автор книги, В.Г. Дацышен, оказался, вопреки ожиданиям, совершенно русским, с прямым и ясным взглядом и слегка обезоруживающей улыбкой. Он говорил со всеми и одновременно с каждым в отдельности. Череда исторических событий выстраивалась в логически обусловленную последовательность – свойство подачи текста, которое бывает у опытных университетских профессоров.
С первых слов, подход показался мне весьма противоречивым, инерпретация – слишком смелой и уходящей за рамки собственно исторического исследования, а легкий сарказм автора, по поводу того, что некоторые академики знают предмет настолько глубоко, что путают общеизвестные фаты – чуть ли не научным бунтом против основ.
Однако по мере того, как Владимир Григорьевич выстраивал четкую логическую картину своего исследования истории духовной миссии: работы в архивах, поездок в Китай и многолетнего кропотливого труда, ощущение раздражения от ломки собственных стереотипов сменилось предчувствием открытия.
Удивительно, в современном противоречивом и политизированном мире я наблюдал, как передо мною сидели и вели увлекательную беседу с аудиторией православный священник, Дионисий Поздняев и ученый-историк, Владимир Дацышен. Аргументированная, качественная наука изящно переплеталась с духовной историей моего и китайского народа, демонстрируя, что конфликт между православием и наукой существует лишь в воображении фанатично настроенных людей и имеет в целом надуманный, политизированный характер.
Между тем презентация продолжалась и хотя речь в книге идет о событиях, окончание которых датируется октябрем 1949 года, разговор очень плавно и гармонично перемещался от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Владимир Григорьевич смело интерпретировал факты во всех трех плоскостях. История действительно учит. Не так как учит школьный учебник или руководство по эксплуатации. Она подает факты и дает свободу интерпретации, оставляя за нами решать – пользоваться ли этой свободой или идти вслед за чужими интерпретациями.
Дополняя друг друга, священник и историк вели с аудиторией беседу ракскрывавшую для меня страницы истории не только духовной миссии, но и русского Дальнего Востока и военных конфликтов и людей, собравшихся вместе в тот вечер.
Я задумался, почему говоря об истории, мы так часто упоминаем слово «страницы»? Вся история раскрывается человеку как книга, в которой большинство «страниц» было написано задолго до того, как он появился на свет. Но есть в этой книге несколько страниц, которые предназначены для нас, для нашего пера. Владимир Григорьевич собрал факты, создал оригинальную интерпретацию и предложил нам читать и спорить, отвергать и соглашаться. Отец Дионисий издал книгу и дал нам возможность встретиться с этими мыслями, не пропустить их. Какими авторами своих нескольких страниц будем мы? Об этом размышлял я, возвращаясь домой по людной шанхайской улице…
«История Российской Духовной Миссии в Китае»
В монографии подробно излагается история Российской духовной миссии в Китае, положившей начало отечественному китаеведению, заложившей фундамент Китайской Автономной Православной Церкви и во многом повлиявшей на традиции российско-китайской дружбы.
Настоящее издание посвящено особой дате – 60-летию архиерейской хиротонии первого китайского епископа, владыки Симеона (Ду). Подробно излагая историю Пекинской миссии на основании редких и фундаментальных исследований, а также уникальных архивных материалов, автор монографии открывает перед читателем непрерывный исторический путь Миссии – от ее создания Петром Великим до закрытия при образовании Китайской Автономной Православной Церкви.
Особое внимание автор монографии уделяет описанию проповеднических трудов членов Миссии, повествуя о переводе катехизических и богослужебных книг, открытии миссионерских станов в Китае в начале ХХ века, создании в Китае национальной Православной Церкви. Монография примечательна вниманием к вопросам диалога культур, глубоким и всесторонним освещением церковно-исторических вопросов.
Предисловие к настоящему изданию повествует об актуальных проблемах Православия в современном китайском мире, его перспективах и текущих вопросах.